Словосочетание "комфортная городская среда" с каждым годом обрастает все новыми смыслами. Помимо развитой системы общественных пространств, качественных и достаточных для всех жителей и гостей города озелененных территорий, удобных для всех участников движения дорог и улиц и т.д., в "орбиту" городской среды, которая может расцениваться как комфортная попадают все новые и новые стороны жизни города. Например, его ночной облик.
В последнее время тому, чтобы ночной город стал привлекательным для жизни, во всем мире уделяется большое внимание. Это нужно его жителям — для удобства, безопасности и комфорта. Ведь, как известно, современный город никогда не спит. Но это становится еще и мощным аттрактором для гостей города, которым мало светового дня, чтобы получить еще больше впечатлений и выиграть в конкуренции "за туриста". При том, что с каждым года эта конкуренция усиливается в геометрической прогрессии.
Рис.1. Лейпциг, Монумент битвы наций ночью
А деньги из кошельков гостей города не менее неуклонно превращаются в один из главных источников средств городского развития. Уверенно тесня, к примеру, поступления от промышленной сферы. Но вернемся "к свету".
Профессия светодизайнера становится очень востребованной в современных городах. Для создания привлекательного имиджа уже недостаточно просто расставить достаточное количество фонарей или подсветить фасады зданий. Действительно привлекательный ночной город должен "давать" настоящее шоу и вообще нимало не походить на себя самого в светлое время суток!
Вероятно, всем известны Лазерное шоу в Гонконге или световые инсталляции в Лионе. Они собирают десятки тысяч поклонников.
Рис. 2. Лазерное шоу в Гонконге
Многие города понимают данную тенденцию и всячески стараются ей соответствовать. Повезло городам около или за полярным кругом — там световое шоу дает сама природа, с которой трудно сравниться. Но с приходом "светодиодной революции" это становится возможным.
Рис. 3. Световая инсталляция в Лионе
Граффити потихоньку начинают терять популярность. Теперь в моде световые городские инсталляции, которые поощряются властями наиболее продвинутых городов. Во-первых, световые инсталляции гораздо более дружественны к самой городской среде. Во-вторых, они дают больше возможностей для самовыражения и творчества, т.к. позволяют играть светом и тенью и создавать сложные объемные решения. В-третьих, их легче модифицировать, когда надоедят. Единственный минус — цена вопроса. Но с каждым годом светодиодные элементы все дешевле, а их возможности — все шире.
На сегодняшний момент создано и действует LUCI (от англ. Lighting Urban Community International — Международное Световое городское сообщество), которое направлено на продвижение проектов городского освещения и уже объединяет представителей более 100 городов. Такие проекты рассматриваются как один из аспектов создания так называемых "Живых городов" (Livable Cities).
Рис. 4. Создание световой инсталляции. Иллюстрация взята с портала http://www.lighting.philips.com/
Для популяризации световых проектов проводятся различные конкурсы для молодых (и не очень) светодизайнеров, а также урбанистов и планировщиков. В ноябре этого года в столице Республике Кореи Сеуле пройдет конкурс для светодизайнеров "City.People.Light" 2016, который — на секундочку — состоится уже в 14-й раз. Ранее награды на конкурсе получали команды из Лейпцига (Германия), Авилы (Испания), Валансьена (Франция) и других городов.
В общем, да будет свет! И пусть каждый город предстанет в своем лучшем свете.