Декораторские приемы: золочение

Прием золочения насчитывает в своей истории уже несколько веков. Еще королевские дворцы в стилях классицизм, барокко и рококо украшались обильными элементами с позолотой — великолепная лепнина с золочеными рельефами, мебель и различные предметы интерьера подчеркивали и "кричали" о статусе хозяина интерьеров.

В наше время золочение является не менее популярным приемом декорирования любых поверхностей — только, конечно же, не в таком большом количестве. Многим может показаться, что золочение — процесс довольно сложный и дорогой, поэтому своими руками воплотить его в жизнь не получится. Однако это совсем не так. ЕСТП Блог сегодня расскажет все о золочении и его видах, какие материалы используются при этом процессе и какие тонкости работы необходимо знать, чтобы получить идеально ровный слой позолоты.

Способы золочения

Золочение можно производить несколькими способами: краской, поталью, сусальным золотом, пленкой и блестками. Давайте рассмотрим каждый способ подробнее.

Итак, самый простой и дешевый способ позолоты абсолютно любой поверхности — нанести на нее краску "под золото". Секрет красок, имитирующих металл, в том, что в их составе присутствует металлический порошок, который имитирует цвет необходимого металла: золото, серебро, медь или бронзу. Конечно, краску можно отличить от настоящего золочения при первом взгляде, но если немного поработать над окрашенным изделием — отшлифовать его и запатинировать, то результат может превзойти все ожидания.

Сусальное золото — это настоящий драгоценный метал в виде тоненьких (толщина варьируется от 0,13 до 0,67 микрона!) пластиночек, которые наносятся на поверхность кистью. Слово "сусальное" произошло от древнего слова "сусаль" — лицо, облицовочное. Минус сусального золота — его высокая цена и неудобство при работе: его нельзя касаться руками. Но при всем этом золочение сусальным золотом дает самый "натуральный" эффект позолоты, также сусальное золото при различных способах наклеивания — масляном и клевом — обеспечивает как матовый, так и глянцевый эффект покрытия.

Поталь, в отличие от сусального золота — это не настоящее золото. В состав потали входит сплав меди с цинком или алюминием, к тому же она значительно дешевле своего "оригинала". Поталь выпускается в виде тонких пластин размерами 80 х 80 и 72 х 20 миллиметров. Техника нанесения потали сходна с сусальным золотом — пластины наносятся сухой плоской кистью.

Золотая самоклеющаяся пленка — очень дешевый и простой вариант, но подходит только для плоских поверхностей без изгибов и рельефа. Работать с пленкой очень просто, главное избегать попадания воздуха под поверхность золочения.

Золотые блестки или аэрозольная краска — это немного нестандартные и альтернативные методы золочения поверхностей, которые могут приглянуться неординарным людям. Блестки просто закрепляются на клеевой слой, а краска из баллончика дает ровный матовый слой позолоты при нанесении в 2-3 слоя.

Как работать с поталью или сусальным золотом

Нам понадобятся:

  • поталь в необходимом количестве;
  • клей для потали;
  • кисти для клея (любая) и потали (плоская кисть с мягким беличьим ворсом);
  • ножницы;
  • мягкая ткань;
  • защитный финишный лак для потали.

Подготовка

Для начала необходимо подготовить поверхность к золочению. Металлические поверхности необходимо зачистить от ржавчины, грязи и обезжирить, после чего нужно нанести специальную грунтовку по металлу. Стекло, лепнину, керамику или пластик, а также хромированные поверхности грунтовать не нужно. Дерево необходимо отшлифовать и тоже обработать грунтовкой.

Также процесс подготовки может включать в себя нанесение фоновой краски на поверхность для золочения. С помощью цвета фона можно добиться разных эффектов: например, неровно нанесенная поталь на черном фоне будет создавать эффект трещин.

Нанесение клеевого слоя

После полного высыхания краски или грунтовки можно приступать к нанесению клеевого слоя. Клей наносится особым способом: после нанесения его на всю поверхность необходимо выждать около пяти минут, затем полусухой кистью убираем слишком толстые подтеки клея. После этого ждем еще примерно15 минут — как только клей подсохнет и станет липким, но не мокрым, можно приступать к следующему этапу.

Важный момент: время высыхания у клея разных производителей может отличаться — перед его нанесением обязательно уточните это время. Также очень важно то, какой слой клея был нанесен на поверхность: слишком толстый слой создаст неровности, а на слишком тонкий может не прилипнуть поталь.

Нанесение потали

Работа с поталью — это очень медленный и аккуратный процесс, требующей предельной усидчивости. Каждый кусочек потали необходимого размера нужно перенести специальной сухой кистью на поверхность и разровнять. Прижать поталь к поверхности можно разглаживающими движениями кисти или мягкой ткани. Помните, что поталь всегда наносится внахлест.

Обработка потали и защитный слой

Листы потали никогда не пристают равномерно с первого раза, и это нормально. Те места, где она не пристала или осыпалась, можно еще раз покрыть небольшим количеством лака и наклеить новый слой потали поверх старого. После полного золочения поверхность с поталью полируют мягкой тканью, разглаживая изделие от углов к центру.

И, наконец, поталь покрывается лаком или битумным составом для эффекта патины. Лаковое покрытие не даст изделию потемнеть или окислиться.

Ваше золоченое изделие готово! Пусть оно будет радовать вас своим присутствием как можно дольше.

Источник