Вернакулярный город: демократия в действии

Архитектурный термин "вернакуляр" ("местный, народный" — англ.) сегодня все чаще встречается в статьях по урбанистике и городскому развитию. Почему вернакулярная застройка — это городское явление, с которым нужно считаться?

Многие великие архитекторы мечтали о строительстве города для всех и для каждого — города надежного, безопасного, удобного, благоприятного для жизни простых людей. Как ни странно, такие районы в городской черте создавались во многих государствах на протяжении многих лет без участия архитекторов. Вернакулярная архитектура (так называемая "архитектура без архитектора") — это непрофессиональная "народная" застройка, которая возникает историческим путем, стихийно и не всегда последовательно.

С одной стороны, в таких районах, сформированных непосредственными жителями, отсутствуют какие бы то ни было стилистические рамки, формальные приемы, свойственные авторской "высокой" архитектуре. С другой стороны, эти пространства аутентичны, в них сохранен местный контекст, родной язык города, его неповторимая речь. Кстати, термин "вернакуляр" пришел в архитектуру из области лингвистики: это обозначение местного диалекта, используемое в исследованиях жаргонных выражений определенного региона и фольклора отдельной местности.

Понятие вернакуляра в архитектуру ввел американский архитектор Чарльз Дженкс в своей книге "Язык архитектуры постмодернизма". В частности, он пишет о возникновении "неовернакуляра" в урбанистике. В 1960-е годы известный урбанист Джейн Джейкобс выступала с критикой современного проектирования. Все понимали, что пришло время преобразований и "смешанных форм обновления". Архитекторы того периода говорили о "чувстве конкретного места" с его неповторимой эстетикой и локальными традициями. Одной из концепций создания такого пространства был отказ от традиционной улицы и вместо этого строительство жилого комплекса, который, несмотря на свою внешнюю фрагментарность, возрождал бы местные особенности и формировал бы целое сообщество. Таким образом, возникает не просто вернакулярное здание как частность — "вернакулярность" становится характеристикой целого района, определенного пространства со своим неповторимым колоритом. 

О вернакулярном городе на примере Токио пишет специалист по истории и культуре Японии Джордан Сэнд. В своей книге Tokyo Vernacular автор метафорически сопоставляет ландшафт вернакулярного города с непрерывным процессом ткачества, когда нити прошлого переплетаются с волокнами будущего. Вернакуляр объединяет современные здания и продукты массовой культуры.

"Неопровержимые модели землепользования, жилищного строительства и коммерции поддерживают считываемые местные идиомы", — пишет Сэнд. Характерными особенностями токийского вернакуляра второй половины XX века являются небольшие участки, локальная разметка улиц (при отсутствии целостного городского плана), деревянные конструкции, низкие здания, плотная застройка, симпатичные магазинчики и мелкие частные производства — все то, что делает город привлекательным для туристов. 

Некоторые архитекторы настолько впечатляются "народной" застройкой, что используют отдельные ее элементы в своей практике. Один из репрезентативных примеров — творчество Марио Ботта, итальянского архитектора, который сочетал в своих зданиях эстетику модернизма с народными традициями. Эти проекты швейцарских домов привлекли к архитектору внимание на международном уровне. На фото ниже — дом семьи Бьянки в Швейцарии, в проекте которого традиция альпийского шале объединена с модернистскими составляющими. 

Вокруг вернакулярной архитектуры создано немало стереотипов. Даже несмотря на работы архитекторов, активно внедряющих практику "народной" архитектуры в свою деятельность, со стороны профессионального сообщества отношение к вернакулярным постройкам неоднозначно. Принято считать, что это архитектура "для бедных", которая носит временный характер, архитектура вне стилей и стандартов, устаревшая, использующая "неправильные" некачественные материалы и так далее. Из-за такого негативного образа, сложившегося в обществе, вернакулярная архитектура стремительно исчезает. Об этом говорит, например, архитектор Йон Сойковски из Южной Каролины, увлеченный аутентичной культурой африканских стран: Йон создал несколько сайтов, посвященных архитектуре разных регионов Африки, с целью сохранения многовековых строительных и этнических традиций.


О возрождении и "перезагрузке" вернакулярной архитектуры говорит Бьярке Ингельс, архитектор из Дании, основатель бюро BIG. Его концепция Vernacular 2.0 предлагает вместо возврата к прошлому и традициям взаимодействие с профессионалами, концентрацию на новых технологиях в строительстве, использование разных архитектурных стилей и моделей для создания новых зданий и районов для людей всего мира.

В качестве примера, близкого этой концепции, можно привести проект WikiHouse архитектора Аластира Парвина, предложившего людям из разных стран возможность самостоятельно построить дом для себя и своей семьи без участия архитектурного бюро и инженеров. По словам Парвина, лишь 1% населения планеты может позволить себе нанять профессионального архитектора для разработки проекта собственного жилья. Поэтому был разработан абсолютно открытый источник планов, чертежей и инструкций для скачивания. Детали будущего дома собирать легко, как простой конструктор. Небольшое выступление Парвина можно посмотреть здесь.

Благодаря таким проектам с использованием новейших разработок появляется возможность обеспечить экономичным жильем все большее число людей по всему миру. Может быть, за вернакулярной архитектурой, минималистичной и функциональной в своей визуальной простоте и демократичной по своей сути, — и есть будущее?

В материале использованы коллажи вернакулярных пространств разных стран и регионов мира, автор — Анастасия Савинова, иллюстратор из Швеции. 

Источник