Продолжаем исследовать фасады зданий. ЕСТП Блог уже писал о строительных материалах, чаще всего применяемых для отделки фасадов. Сегодня приведем несколько примеров того, как фасад становится площадкой для эксперимента и импровизации. В фокусе внимания сегодня — произведения актуального искусства, отталкивающиеся от визуального образа здания и меняющие его.
Живые полотна
Наверное, самый распространенный способ трансформировать облик архитектурного сооружения — это воздействие светом, и всевозможные световые инсталляции и фестивали света — яркое тому подтверждение. Внушительные мультимедийные представления объединяют не только тех, кто их создает, — художников, режиссеров, инженеров и виджеев, — но и городские власти, а также сотни и тысячи восхищенных зрителей. Например, во время проведения второго по счету Фестиваля Фасадов в Ванкувере многие привычные для горожан здания преобразились до неузнаваемости благодаря усилиям видеохудожников. Свою цель организаторы формулируют как своего рода вызов традиционному восприятию городской среды и архитектуры.
В ходе московского фестиваля "Круг света" знаковые для столицы здания-достопримечательности (МГУ, Большой театр, Известия Hall, ВДНХ и другие) превращаются в настоящие живые полотна и становятся площадкой для впечатляющих видеопроекций.
Красочный мир из текстиля
В 2013-м году в лондонском районе Сохо появилась необычная инсталляция: на фасаде галереи дизайна 19 Greek Street Gallery возникло новообразование из разноцветных тканей от датского текстильного производителя Kvadrat. Главной задачей было преобразить здание без масштабных затрат и полноценной реновации, которая всегда требует больших капиталовложений. Кроме того, проект идеально соответствовал духу галереи, символом которой является ярко-желтый круг — солнечный символ оптимизма и позитивных изменений. "Мне кажется, это нечто очень трогательное", — говорит автор инсталляции, предметный дизайнер Вернер Айслингер. По его словам, люди улыбаются, когда попадают в этот красочный мир.
Фотографические образы
Одной из важных задач, которые стоят перед искусством в целом и фотографией в частности, является демонстрация того, что в обычной жизни скрыто — иными словами, поиск и обнаружение красоты в обыденных вещах. Именно этим занимается фотограф Сандра Джордан, увлеченная съемками фасадов тех зданий, которые редко попадают в объективы фотографов: это заурядные многоквартирные дома, ничем не примечательные офисные сооружения, блочная архитектура северных стран. "Как правило, люди игнорируют эти бескомпромиссные, суровые, похожие на крепости структуры", — говорит фотограф. Но она находит в этих зданиях и их фасадах редкую силу и свою эстетику.
Живописные отражения
Интересный эффект создают фасады, возникающие на картинах российского художника Валерия Кошлякова. На масштабных работах, выполненных на картоне, Кошляков изображает классические здания и их элементы так, что они теряют свою принадлежность к определенной эпохе и конкретному месту. Даже в узнаваемых образах московской архитектуры или парижских достопримечательностей фасады приобретают вневременной характер.
Гигантские обезьяны
Туристы и гости Недели дизайна, которая прошла в Пекине в конце сентября, не могли не отметить проект австралийской художницы Лизы Роэт: гигантская обезьяна карабкается вверх по стеклянному фасаду отеля The Opposite Hotel, спроектированного известным архитектором Кенго Кума, привлекая к себе внимание прохожих. Цель такого экзотического проекта лежит в области экологии, точнее, проблемы глобального потепления: из-за климатических изменений ареал распространения золотистых курносых обезьян (территория Китая и Бирмы) стремительно сокращается.
Надувные лодки
23 сентября во Флоренции открылась первая итальянская ретроспектива Ай Вэйвэя, одного из самых знаменитых и противоречивых художников современности. Произведения искусства заняли не только залы и внутренний дворик Палаццо Строцци, но и его фасады. Окна здания эпохи Возрождения были занавешены 22 надувными лодками: инсталляция акцентирует внимание на проблеме беженцев, которые рискуют своими жизнями, пересекая Средиземное море. Своим жестом китайский художник критикует тех, кто поддерживает гуманитарный кризис и сопротивляется скорейшему разрешению этого конфликта. Выставка Ай Вэйвэя продлится до января 2017 года.
К сожалению, в рамках такой небольшой подборки невозможно охватить все существующие примеры тех трансформаций, которым современные художники подвергают фасады зданий. Главное — это разнообразие техник исполнения (от скульптур и готовых объектов до видеопроекций и граффити), а также активная работа с проблематикой современного мира и повесткой дня.