ЕСТП Блог уже писал о наиболее традиционных и самых распространенных типах индустриальной архитектуры. Однако к концу 50-х годов XX века в мире появилось много по-настоящему оригинальных производственных объектов, обладающих одновременно и функциональностью, и нестандартным архитектурным обликом. Рассказываем о самых интересных из них.
В середине XX века появляется концептуально новый тип промышленного здания, получивший название универсального. Принцип его работы заключается в осуществлении разных функциональных процессов последовательно во времени, без необходимости существенного переустройства и перепланировки. Это сооружение может быть как временным, с ограниченным сроком эксплуатации, так и капитальным: важным моментом является его универсальность, то есть гибкость использования.
В целом структура такого здания остается неизменной (капитальная реконструкция не предусмотрена), при этом допускаются легкие ("гибкие") планировочные изменения — установка мобильных перегородок и так далее. Интересно, что впервые такие сооружения возникли именно как разновидность промышленной архитектуры, но вскоре были типизированы для жилого и общественного строительства, выделившись в обособленную концепцию.
Своеобразным подразделом универсального типа являются так называемые "пульсирующие здания", состоящие из отдельных узлов/секций, что дает возможность легко их комбинировать между собой (их можно демонтировать или собрать заново). Такие конструкции отличаются более выразительным композиционным решением и силуэтом. Кроме того, строительство "пульсирующего" сооружения можно проводить поэтапно.
Интерес представляет еще один тип промышленных сооружений: это здания-оболочки, которые состоят из стен и крыши (иногда только из крыши). Во внутреннем объеме таких структур могут располагаться хранилища, суперагрегаты, котлы и реакторы, этажерки и стеллажи (такой подтип получил название "зданий-этажерок" — это могут быть склады, боксы гаражей и т.п.). Первыми примерами такого рода конструкций считаются химические производства 1920-х годов. Более поздний вариант — атомные электростанции: например, первый энергоблок АЭС в Шиноне, Франция (на фото внизу), на месте которого сегодня расположен музей атомной энергетики.
В 1940-е годы в Германии и Норвегии началось строительство подземных заводов для нужд военной промышленности. Такой тип сооружений встречался еще в Древнем Риме в III-II веках до нашей эры: помещения под землей использовались в качестве катакомб и складов. Изучение и развитие подземных пространств известно в первую очередь в связи с поиском подземных вод, сооружением гробниц и убежищ, возведением сообщения (как правило, тайного) между крепостями.
Таким образом, еще античные инженеры отдавали предпочтение подземному строительству за его безопасность и закрытый характер. К слову, после войны в США возникло целое направление "подземной урбанистики", идеологом которого был архитектор Малколм Уэллс. На фото — эскиз Уэллса с изображением варианта подземной парковки.
В качестве ответной реакции на подземную урбанизацию великий архитектор Ле Корбюзье предложил идею "зеленого завода". Приблизительно в то же время — это были 1940-е годы — им был разработан проект завода боеприпасов для фирмы "Мутье-Розей", ставший импульсом к созданию новой экологической концепции открытого промышленного предприятия с интенсивным озеленением и благоприятной для здоровья человека рабочей средой. Идея "зеленого завода" подробно описана в книге архитектора "Три формы расселения" 1945 года.
В первой половине XX века появился еще один тип распространенных сегодня конструкций — промышленное здание закрытого типа. Первое такое индустриальное сооружение без естественного освещения было построено в 1934 году в Питтсбурге, а после второй мировой войны этот тип получил распространение в Европе. Главное преимущество таких зданий — качественное искусственное освещение — оборачивается и его главным недостатком: перерасходом энергии и удорожанием всех эксплуатационных служб. Кроме того, в условиях работы без окон предъявляются дополнительные требования к созданию благоприятного микроклимата для человека — в таких пространствах всегда есть вероятность развития депрессии и боязни закрытых помещений.
В заключение следует отметить, что сегодня, с развитием новых технологий и разработкой инновационных материалов творческая свобода архитектора не знает границ. Это создает сложности для формирования какой-либо классификации современных промышленных сооружений, которые все труднее поддаются типологии.
В материале использованы фотографии промышленных зданий и интерьеров известного немецкого фотографа Манфреда Хамма (Manfred Hamm).