О проекте реконструкции электростанции в центре Москвы и превращения ее в центр современной культуры было известно давно, однако петербургская презентация проекта прошла на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
В рамках секции "Культурная среда и урбанистика" о новом центре для фонда V-A-C рассказал руководитель проекта реконструкции и партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере.
Здание Центральной электрической станции городского трамвая (впоследствии ГЭС-2) на Болотной набережной было спроектировано в начале XX века архитектором Василием Башкировым. Один из самых узнаваемых проектов этого архитектора — перестройка фасада Третьяковской галереи по эскизам живописца Виктора Васнецова: сегодня "сказочный" фасад является визитной карточкой Москвы. Черты неорусского стиля присутствуют и в отделке фасадов ГЭС-2.
В ближайшие два года обновленное здание станет центром современной культуры фонда "Виктория — искусство быть современным" (V-A-C) — некоммерческой организации, основанной несколько лет назад в Москве Леонидом Михельсоном, российским предпринимателем, одним из акционеров газовой компании ОАО "Новатэк".
В настоящее время фонд проводит сразу две реконструкции — одну в Москве и вторую в Венеции, где также будет находиться выставочное и образовательное пространство. Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, уникальность проекта состоит в том, что "его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы".
Площадь перед входом, роща, галереи в виде "улиц", визуальное разнообразие и экологические параметры — все это поможет "сгладить" брутальность бывшего индустриального здания. Концепция открытости и свободы, пронизывающая весь проект, позволит создать доступную среду, привлекающую внимание местных жителей.
Перед фасадом будет располагаться площадь или piazza — отличительная особенность объектов, спроектированных бюро Ренцо Пьяно: piazza станет не только местом встреч, но и пространством для проведения перформансов и концертов. В проекте предусмотрена роща из живых насаждений, которая, по словам Антонио Бельведере, будет служить естественным экраном, отделяющим это пространство от окружающей застройки.
Важный момент — это экологическая составляющая проекта: роль "легких" для бывшей электростанции будут играть не только березовые деревья, но и инженерные конструкции здания. Две гигантские трубы — символ промышленного развития и машинерии — станут метафорой устойчивого развития: благодаря вентиляционному современному оборудованию через них будет осуществляться забор чистого воздуха из атмосферы, что приведет к созданию благоприятной окружающей среды на объекте. Кроме того, трубы продолжат выполнять и эстетическую функцию, напоминая об индустриальном прошлом этого архитектурного сооружения.
Антонио Бельведере поделился интересным планировочным решением — если посмотреть на здание в разрезе, можно заметить чередование разных площадей. Таким образом, планировка предусматривает создание открытой системы, визуально разнообразного организма. Здесь не будет одинаковых отдельных боксов, как в большинстве стандартных зданий.
Мы решили сохранить оригинальное здание, а внутри создать своеобразную улицу, вдоль которой будут группироваться выставочные пространства. Мы представляем, как люди будут прогуливаться по галереям-улицам.
— Антонио Бельведере
В реконструированной ГЭС-2 появятся все атрибуты современного музея — это и аудитория для концертов и лекций, и книжный магазин, и кафе, и библиотека. Крыша превратится в настоящий Glass House — "стеклянный дом", благодаря которому внутренние пространства получат много естественного солнечного света.
На презентации выступил Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы, который не только отметил важность приспособления старого заброшенного промышленного объекта к современным условиям в соответствии с новейшими технологиями, но и выразил уверенность в его дальнейшей ответственной эксплуатации.
Я верю в частную инициативу, которая занимается развитием, изучением и популяризацией современного искусства.
— Александр Кибовский
В феврале 2017 здание V-A-C откроется проектом "Геометрия будущего", посвященным исследованию звука в пространстве. Так, здание бывшей электростанции вновь станет производить энергию — на этот раз это будут энергия и смыслы культуры и искусства.