«Китайский квартал» — интерьер в стилистике шинуазри. Часть первая

В преддверии китайского Нового года попробуем привнести в интерьер экзотический азиатский колорит. Используем элементы стиля шинуазри, до сих пор популярного во всем мире.

Обои из коллекции Signature Century Club от бренда Ralph Lauren — Designers Guild

Стиль шинуазри (от французского слова chinois — китайцы) вдохновлен искусством и дизайном из Китая, Японии и других стран Азии. В XVIII веке, когда европейцы познакомились с традиционным китайским фарфором, импортировавшимся в больших количествах, мания "китайщины" охватила аристократическую публику. По определению Музея Виктории и Альберта, одного из лучших музеев декоративно-прикладного искусства в мире, в Англии этот стиль был на пике популярности с 1750 по 1765-й годы. Королей и вельмож покорила свойственная китайской эстетике избыточность цветов и деталей, богатство узоров и вариативность материалов. Относительно сдержанное европейское мировосприятие было буквально взорвано появлением лакированной мебели с изысканными инкрустациями, насыщенных бархатных фактур, тонкого шелка и искусных изделий из слоновой кости. В результате все это открыло новые горизонты и предоставило широчайшие возможности для декорирования. 

Фото: Nette Megens, Bonhams

Шинуазри был тесно связан со стилем рококо, основными характеристиками которого являются чрезмерная декоративность и прихотливость в отделке и декоре, асимметрия и безграничная роскошь в каждой детали. Европейские дизайнеры и мастера имитировали аутентичные азиатские проекты и активно совмещали оба стиля — рококо и шинуазри — в одном интерьере. 

Однако увлечение китайской культурой развивалось не только в Западной Европе, но и в царской России. Так, при императрице Елизавете в Царском селе возникают китайские комнаты, а при Екатерине II в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаума строится целый дворец по проекту Антонио Ринальди, некоторые залы в котором выполнены в стиле шинуазри. Над убранством знаменитого Стеклярусного кабинета (на фото) в Китайском дворце работали как приглашенные зарубежные эксперты, так и русские ремесленники.

Фото: Игорь Сычев, Elle Decoration

Фото: Игорь Сычев, Elle Decoration

Казалось бы, в XXI веке мания, вызванная знакомством с далекой страной, должна была бы закончиться, ведь в эпоху глобализации и распространения всемирных информационных сетей ускорились процессы узнавания и восприятия чужих обычаев и искусства. Как бы то ни было, сегодня дизайнеры и декораторы по-прежнему испытывают к стилю шинуазри искреннюю любовь и преданность, отдавая предпочтение этому направлению за его красочность и оригинальность. Причем это касается не только общественных пространств с национальным китайским колоритом (как, например, изображенные на фото интерьеры китайского ресторана China Club в Сингапуре).

В построенном несколько лет назад здании Opus Hong Kong архитекторы Ябу и Гленн Пушельберг из известной студии Yabu Pushelberg оформили роскошные апартаменты (на фото внизу) с использованием отдельных элементов шинуазри, которые удачно дополняют ультрасовременную архитектуру сооружения  авторства Фрэнка Гери.

В новых проектах дизайнеры нередко переосмысливают стилистику шинуазри, привнося в нее свежие детали и необычные оттенки, внедряя азиатские мотивы в другой контекст. Результаты действительно впечатляют и вносят разнообразие в традиционный интерьер. Например, на фото внизу показана гостиная, расположенная в классическом французском шато. Замок, внутренние пространства которого заполнены восточными артефактами, принадлежит знаменитому модельеру Валентино Гаравани.

На фото внизу — образец обоев от английской фирмы Osborne&Little, который называется Palais Chinois ("Китайский дворец"): благодаря лаконичному рисунку и нетривиальным цветовым сочетаниям такие обои выглядят гармонично и придают интерьеру современной квартиры легкий восточный колорит.

В конце первой части этого "китайского" обзора посмотрим, как с помощью современной мебели и отделочных материалов создать экзотическую атмосферу у себя дома. На фото — фрагмент кухни из дома в Подмосковье, оформленного российским дизайнером Марией Ватолиной. Формула этого интерьера не слишком проста на первый взгляд: здесь радикальный красный дополняется бирюзой, строгой геометрии вторят хаотичные перья, а технологичность светильников сдерживают ножка стола фантазийной формы и шторы с массивными кистями.

Фото: Кирилл Овчинников, Architectural Digest

Во второй части материала мы рассмотрим основные мотивы и узоры стиля шинуазри, которые помогут воплотить самые смелые дизайнерские мечты в пространстве собственного дома.

Источник