Сегодня можно с уверенностью сказать, что главным архитектурным героем прошлого года был 48-летний чилиец Алехандро Аравена. 2016-й год начался с присуждения ему Притцкеровской премии, позже мир облетела новость о назначении Аравены на пост куратора Венецианской архитектурной биеннале. А в конце декабря газета The New York Times включила его в список из 28 главных культурных деятелей года.
ЕСТП Блог рассказывает об основных достижениях архитектора.
Чилийский архитектор Алехандро Аравена. Фото: Anthony Cotsifas
Социальное жилье
Международную славу (и Притцкеровскую премию) Аравене принесли проекты "домов для бедных", реализованные в Икике и Конститусьоне, Чили. Аравена и его коллеги из основанного им бюро Elemental использовали новый подход к проектированию социального жилья: вместо тесных зданий, в которых будут ютиться малоимущие семьи и которые в ближайшем будущем превратятся в трущобы, каждой семье была предложена возможность жить в большом доме. А поскольку денег, предоставленных государством, хватало только на половину полноценного дома, то архитекторы предложили жителям достраивать свои дома самостоятельно.
Жилой комплекс Villa Verde Housing, Чили. Фото: Suyin Chia
Такой подход — когда архитектор вступает в активную коммуникацию с жителями, консультируется с ними и прислушивается к их советами и пожеланиям, — в англоязычной литературе называется participatory design и на русский переводится как "соучаствующее проектирование". Термин подразумевает не только сотрудничество архитектора с обществом, но и стремление более детально и вдумчиво разобраться в ситуации.
В одном из интервью Аравена отметил, что архитекторов учат совершенно другим вещам, а не тому, что может им пригодиться в действительности.
Было бы здорово, если бы миллионы архитекторов по всему миру старались решать непосредственно те проблемы, которые перед ними стоят.
— Аравена
Жилой комплекс Quinta Monroy на месте трущоб, Чили. Фото: Cristobal Palma
Учебные заведения
В портфолио бюро Elemental есть несколько школ и кампусов, которые отражают один из основных принципов Алехандро Аравены в архитектуре, а именно — стремление к простоте конструкции и ясности высказывания.
Медицинская школа, Чили. Фото: Roland Halbe
Интересно, что "образовательное" направление деятельности Аравены началось буквально со студенческой скамьи: еще обучаясь в Католическом университете Чили, архитектор спроектировал здание для факультета математики. За ним последовали Медицинская школа, школа архитектуры и инновационный центр из строгих бетонных блоков, который долгое время считался чуть ли не визитной карточкой Аравены.
В этой роли "университетского" архитектора Аравена был приглашен в Остин, США, где реализовал проект студенческого городка для Университета Сент-Эндвардса.
Кампус Университета Сент-Эдвардса, США. Фото: Cristobal Palma
Проекты в сфере культуры
Часто за реализованными проектами и декларациями Алехандро Аравены сложно увидеть эстетическую составляющую. Даже несмотря на его немногочисленные постройки, связанные с культурой и искусством, Аравену никак нельзя назвать эстетом — его проекты часто подвергаются критике за отсутствие визуальной привлекательности. Действительно, Аравена — архитектор "социальный", с активной гуманитарной позицией по спасению мира: в его работах доминирует скорее экологический, но не эстетический аспект.
Как бы то ни было, в творчестве чилийского архитектора случаются и нехарактерные для него проекты — на первый взгляд, совершенно "непрактичные". Например, "Кабина писателя", построенная в Швейцарии в сотрудничестве с местными архитекторами по заказу Фонда Яна Михальски, который известен своей поддержкой литературы и книгоиздания.
Кабина писателя, Фонд Яна Михальски, Швейцария. Фото: +2 Architectes
В 2016-м году Аравена курировал основной проект Венецианской архитектурной биеннале. Для масштабной выставки под символичным названием "Вести с фронта", разделенной на два больших блока, Аравена призвал участников расширить круг вопросов, на которые архитектура традиционно реагирует, и поразмыслить не только над культурными и художественными аспектами, но и над социальными, экономическими, политическими и экологическими проблемами, с которыми сегодня сталкивается большинство жителей планеты.
Основной проект Венецианской архитектурной биеннале "Вести с фронта". Фото: Laurian Ghinitoiu
Мы хотели бы подчеркнуть тот факт, что архитектура призвана действовать в более чем одном измерении, объединяя различные области. Вместо того, чтобы выбрать "единственно верный путь".
— Аравена