Несколько дней назад на сайте газеты "Петербургский дневник" появилось сообщение о том, что "на борьбу со скользкими тротуарами брошены все силы Комитета по благоустройству". К сожалению, не во всех районах, включая Центральный, можно ощутить эффективность этих действий Комитета.
С такими чрезвычайными ситуациями, вызванными снегом и гололедом, сталкиваются жители многих стран Северного полушария. Посмотрим, как в Японии решают эту проблему.
Жители Петербурга и других северных городов прекрасно знают, какую опасность представляют зимние осадки: одно неосторожное движение на льду может привести к многочисленным травмам разной степени тяжести. Рассмотрим эту ситуацию на примере города Саппоро, в котором ежегодно выпадает большое количество снега, — каждый год в феврале здесь, в столице острова Хоккайдо, проводится Праздник снега, в ходе которого жители сооружают гигантские скульптуры из снега и льда.
Но зима в Саппоро вызывает не только фестивальную эйфорию и бодрое настроение. Одна из главных проблем, с которыми сталкивается местное население зимой, это гололедица: по данным за прошлый год, около 1000 человек было доставлено в больницы с травмами, вызванными падением на дорогах и тротуарах. 40% было госпитализировано, а 1 человек скончался. А 21 декабря 2014 года был установлен однодневный рекорд: как сообщает газета The Japan Times, в этот день в городе фактически не осталось свободных машин скорой помощи, потому что почти каждая скорая должна была реагировать на экстренный вызов поскользнувшегося на льду человека.
В связи с этим метеорологи Саппоро запустили инициативу под названием "цуру-цуру": каждый день в 17.00 с декабря по середину марта выходит специальный "прогноз скользкости" тротуаров с градациями "очень скользко", "скользко" и "не очень скользко". В отличие от традиционных прогнозов погоды, сообщающих о вероятности снега, ветра или льда, прогноз скользкости помогает пешеходам чувствовать себя в безопасности.
По сообщению японского метеоролога Фумийоши Кавамура, такой прогноз должен учитывать состояние снега и льда по данным на утро и вечер каждого дня, текущие температурные прогнозы, погодные условия и — ключевой фактор — потоки людей: если пешеходов будет много, их шаги "загладят" снег на тротуаре, и дорога станет очень скользкой.
Необходимо наблюдать за трафиком пешеходов. Например, если в окрестностях намечается какое-то событие, которое соберет большое количество посетителей, — все это будет влиять на условия дорожного покрытия.
— Кавамура
Впрочем, о прогнозах скользкости на зимних улицах говорят и некоторые российские исследования, но пока дальше всевозможных руководств и рекомендаций дело у нас не продвинулось. Следует также отметить, что даже эти руководства касаются исключительно автомобильных дорог и шоссе, но никак не городских тротуаров и пешеходных дорожек.
Однако вернемся к Японии, где еще в 2007 году запустился забавный, но полезный сервис под названием Walk Smart ("Ходи с умом") — веб-сайт с подробной памяткой для пешехода о том, как вести себя в гололед. Все советы сопровождаются понятными иллюстрациями. Несмотря на некоторые простейшие рекомендации — например, "Внимательно смотрите под ноги" или "Выходите заранее, чтобы не торопиться", — встречаются и довольно полезные вещи, о которых не все задумываются.
Так, причиной падения может стать прогулка с полными сумками (когда руки свободны, легче сохранять равновесие) или даже разговор по телефону (отвлекаясь на беседу, мы забываем смотреть под ноги). Авторы сайта перечисляют места, наиболее скользкие и соответственно самые опасные в период морозов: это пешеходные переходы, пандусы, спуск в метро или подземный переход, участки, прилегающие к проезжей части или автостоянке, автобусные остановки — то есть зоны, где в результате разности температур снег тает быстрее.
Специально для пешеходов на многих перекрестках Саппоро размещены стойки с мешочками, наполненными гравием (реагенты и соль в Японии не используются). Камешки находятся в открытом доступе: если впереди скользкий участок, можно взять мешочек с собой и посыпать дорогу по мере прогулки.
Кроме прогнозов и предостережений в Японии используют и другие способы предотвращения гололеда. Саппоро известен своими горячими источниками. Японцы научились использовать их тепло для обогрева тротуаров. Системы из трубок с водой, расположенные под поверхностью дороги, были разработаны еще в 1966-м году (первая такая система с использованием геотермальной воды появилась в 1940-х в Орегоне, США).
В некоторых городах мира уже несколько лет функционируют тротуары с электрическим подогревом. В 2011-м году в России было заявлено о федеральном проекте "Инновационная дорога", частью которого должны стать городские тротуары, оборудованные нагревательной сеткой. Будем надеяться на скорейший приход инноваций и в нашу страну.