Мис ван дер Роэ — пророк технической эры

В начале февраля стало известно, что в США снимут фильм о Мисе ван дер Роэ, великом архитекторе XX века. Основа сюжета — история строительства знаменитой виллы Фарнсворт и предполагаемый роман архитектора с заказчицей, хирургом Эдит Фарнсворт.

В ожидании фильма ЕСТП Блог публикует творческую биографию мастера, изобретателя новой грамматики архитектуры.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) — великий архитектор XX века. Его творчество предопределило развитие градостроительства, архитектуры и дизайна на десятилетия вперед, а его имя стало синонимом модернизма

Будущий "пророк технической эры" родился в Ахене — немецком городе, расположенном в нескольких километрах от Голландии и Бельгии. Готические шпили Ахена восхищали мальчика — это было его первое знакомство с архитектурой. Позже Мис добавит к фамилии отца фамилию матери (Роэ) вместе с промежуточной нидерландской приставкой "ван дер" в качестве напоминания о родных краях.

В мастерской отца-каменотеса Мис получает первые знания о материалах и их свойствах. Эти навыки архитектор блестяще использует в 1929 году при работе над проектом павильона Германии на Международной выставке в Барселоне: стены, одетые в травертин, мрамор и оникс, в сочетании со строгостью хромированной стали и стекла произвели колоссальное впечатление на современников.

Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929 год. Единственный экспонат — скульптура Георга Кольбе "Утро"

В 1908-м Мис поступает в мастерскую Петера Беренса, знаменитого архитектора своего времени, у которого проходили подготовку Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Через несколько лет Мис открывает в Берлине собственное бюро. В эти годы происходит стремительное накопление знаний и знакомство Миса с передовыми направлениями в искусстве и их идейными вдохновителями, среди которых были художники Тео ван Дусбург, Ханс Рихтер и Эль Лисицкий, философ Алоиз Риль, архитектор и теоретик Хендрик Петрюс Берлаге и многие другие.

Концепция застройки квартала Вайсенхоф. Она положила начало новому направлению в архитектуре под названием "интернациональный стиль"

В Германии Мис ван дер Роэ работает над проектами частных домов, а в 1927-м году возглавляет разработку генплана квартала Вайсенхоф. В 1930-м в Брно строит виллу Тугендхат, которая сегодня входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Характерное "мисовское" здание иллюстрирует его любимый слоган: "Бог — в деталях". Мис проектировал не только каркас, но и мебель, дверные ручки и даже пепельницы. Его стул MP, коллекции Barcelona и Brno считаются важной вехой в истории дизайна и выпускаются и по сей день: эксклюзивные права на производство принадлежат бренду Knoll.

Стул Barcelona — икона дизайна XX века, воплощение принципа Миса ван дер Роэ "Меньше значит больше" (Less is more). 1929. Knoll

Вилла Тугендхат, Брно, Чехия, 1930

Стулья из коллекции Brno, спроектированные для виллы Тугендхат. Образцы мебели из стальных труб появились в творчестве Миса ван дер Роэ одновременно с Марселем Брёйером, другим видным представителем Баухауза. 1930. Knoll

После эмиграции в США Мис ван дер Роэ создает свои самые знаменитые здания, вошедшие во все учебники по архитектуре. Выдающийся небоскреб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке критики сравнили с "черным кристаллом". Его масштаб не подавляет пешеходов, поскольку структура отодвинута от дороги на 30 метров, что позволяет считывать объем на расстоянии.

Сигрэм Билдинг, Нью-Йорк. Строительство было завершено в 1958 г., когда архитектору исполнилось 72 года

Другие важные строения Миса ван дер Роэ за океаном — это и корпуса Иллинойского технологического института в Чикаго, и изысканная вилла Фарнсворт, и проекты в Канаде, и многое другое. Спроектированные Мисом сооружения и пространства выявляют новые свойства материалов, отличаются рассудочностью, лаконичностью и законченностью конструкций.

"Я стараюсь делать здания нейтральной рамкой, в которой люди и произведения искусства могут жить своей собственной жизнью", — говорил Мис.

Вилла Фарнсворт в Плано, США, 1951

Краун-холл Иллинойского технологического института, Чикаго, 1956. Большинство зданий для кампуса института представляли собой прямоугольную сетку с ячейками, заполненными стеклом. Общий вес стекла — 22 тонны

Жилой комплекс на Лейк Шор Драйв 860-880, Чикаго, 1951 год

В своей книге "Возможность абсолютной архитектуры" критик Пьер Витторио Аурели включил здание Федерального центра Чикаго в число хрестоматийных примеров "абсолютной архитектуры" для города, представляющего собой "группу островов в море урбанизации"

Прямым последователем идей Миса ван дер Роэ считается американское бюро Skidmore, Owings and Merrill, спроектировавшее тысячи небоскребов по всему миру. В списке концептуальных учеников Миса — такие гиганты архитектуры, как Йо Мин Пей, автор пирамиды Лувра, Минору Ямасаки, спроектировавший Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, супруги Смитсон, основоположники направления «необрутализм», и Арне Якобсен, представитель датского функционализма. В 1983 году городской совет Барселоны учредил Фонд Миса ван дер Роэ. Его именем названа одна из самых престижных европейских премий в области архитектуры.

До мая в баварском Музее Георга Шефера будет работать выставка коллажей Миса ван дер Роэ из коллекции Музея современного искусства MoMA (Нью-Йорк) — графических работ, представляющих еще одну грань таланта выдающегося мастера.

Внимательнее рассмотреть здания архитектора и услышать его собственный голос можно в видеоролике: 

Источник