Зимой 2017-го года в китайском городе Сямэне открылась самая длинная велоэстакада в мире. Об этом проекте, а также о том, что такое велополитен, и какие еще идеи велодорожек над землей предлагают инженеры и архитекторы — читайте в нашем обзоре.
Велоэстакада — это протяженная велодорожка, которую размещают на опорах над уровнем земли. По аналогии с автоэстакадой, такое сооружение позволяет рациональнее использовать территорию, диверсифицировать транспортные потоки, снизить интенсивность пробок и соединить удаленные друг от друга районы города.
Фото: Ma Weiwei
Велодорога в Сямэне выполняет все вышеперечисленные функции. Ее протяженность составляет почти 8 км, что позволяет велосипедистам комфортно перемещаться между тремя финансовыми центрами и пятью жилыми кварталами города. Эта велоэстакада представляет собой отличную альтернативу традиционному общественному транспорту и позволяет сторонникам зеленого образа жизни поскорее переключиться на самое экологичное средство передвижения.
Сейчас велоэстакада в Сямэне работает в тестовом режиме. Дорога открыта для езды (на некоторых участках предусмотрены пешеходные маршруты) с 6.30 до 22.30 ежедневно. Для вечернего времени разработана система подсветки. Планируется, что в первой половине 2017-го года около 3,5 млн. велосипедистов смогут воспользоваться этим сооружением.
Фото: Ma Weiwei
Авторы китайского проекта — датчане из фирмы Dissing + Weitling, известные своей новаторской концепцией Bicycle Snake ("Велосипедная змея"), реализованной в Копенгагене в 2014-м году. Это не что иное, как мост длиной 230 метров, построенный исключительно для велосипедистов.
Фото: Ole Malling
Заслуживает внимания также подвесная конструкция Hovenring ("Кольцо Ховен") в Голландии, расположенная в Эйндховене и символически объединяющая местности Эйндховена, Меерховена и Велдховена. Кольцевой вантовый мост диаметром 72 метра, открытый в 2012 году, способствовал разгрузке движения на дорогах и повышению уровня безопасности — как пешеходов, так и велосипедистов.
Авторы голландского проекта — дизайн-бюро ipv Delft, специализирующееся на мостах и других инженерных сооружениях
Впрочем, велоэстакады в Дании, Голландии и Китае — это, скорее, исключение из правил. Для многих стран, в том числе и для России, возведение подобных конструкций пока остается затратным и недосягаемым мероприятием. Некоторые эксперты полагают, что необходимо развивать и совершенствовать, в первую очередь, общественный транспорт, а такие "надуманные" изобретения оставить для фантастической литературы.
Еще один фактор, который часто выдается за негативный, — климат: в северных странах в холодное время года, когда все пересаживаются на метро и в теплые автобусы, велоэстакады будут пустовать. Впрочем, дороговизна же велодорожек над землей — это вопрос дискуссионный: все зависит от их протяженности, используемых стройматериалов и оснащения.
В 1900-м году в Калифорнии появилась деревянная велоэстакада, которая должна была связать между собой Лос-Анджелес и Пасадену. Проект предусматривал плату за поездки, но не окупился. Кроме того, начинался век автомобилей, и строительство было завершено, а в 1910-е сооружение демонтировали.
В середине 1980-х в Москве инженер Поль Райкин предложил создать велополитен, то есть "метрополитен для велосипедистов" — веломагистраль на уровне 3-5 этажей. Впоследствии была выдвинута идея подземного велополитена. Тогда проект отклонили, однако несколько лет назад общественность всерьез вернулась к обсуждению похожего проекта: концепция создания велотоннелей вдоль набережных была предложена на фестивале "Архстояние". Таким образом, у жителей города появилась бы велотрасса по руслу Москвы-реки, а велосипедисты могли бы кататься в любое время года, передвигаясь по крытым, отапливаемым и освещенным тоннелям. К сожалению, велосипедного бума в Москве тогда так и не случилось.
На фоне проектов разного уровня подготовленности и возможностей претворения в жизнь — от скоростного "Велогорода" Криса Хардвика из Торонто до велотрассы в Мельбурне, идея которой обсуждалась в прошлом году, — выделяется план Нормана Фостера SkyCycle, предложенный администрации Лондона три года назад. Архитектурное бюро Foster + Partners разработало по-настоящему впечатляющее революционное решение проблемы трафика в мегаполисе — 220-километровую сеть велодорожек, поднятых на эстакадах над городом.
Фото: Foster + Partners
Вот что говорит сам лорд Норман Фостер, страстный поклонник велоспорта: "Города, в которых вы можете ходить пешком или ездить на велосипеде вместо машины, — это самые подходящие места для жизни". Основным препятствием архитектор считает физические ограничения лондонских улиц. "Проект SkyCycle — это альтернативный подход в поисках пространства в переполненном городе. Используя "коридоры" над железными дорогами, мы могли бы создать безопасную и свободную от автомобилей сеть маршрутов, идеальную для пешеходов и велосипедистов".
Напоследок предлагаем посмотреть небольшой видеоролик о проекте: