Думаю, нет человека, который бы ни восхищался красотой мозаичных полотен. А что вы знаете про мозаику? Из каких материалов она производится? Как ее можно использовать в интерьере? Об этом и многом другом рассказывает дизайнер, мастер-мозаичник Владимир Кутузов.
Понятие "мозаика" настолько объемно, что каждый человек, имеющий к нему какое-либо отношение, может представлять себе процесс создания мозаичного произведения совершенно по-разному. Кто-то, услышав это понятие, представит себе знаменитые мозаики базилики Сан-Витале в Равенне или красивейшее убранство Собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге, кто-то — мозаики московского метрополитена, а кто-то наверняка вспомнит отделку пола в своей ванной комнате или бассейне. Спектр применения этой технологии в отделке и украшении интерьеров и экстерьеров очень широк.
Про мозаичные материалы
В качестве мозаичных материалов могут использоваться природный камень, смальта, керамика, металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта и другие виды декоративного стекла остаются основными материалами при создании декоративных архитектурных и интерьерных панно. Художественный потенциал этих материалов поистине безграничен. Мозаика из стекла позволяет создавать объемные и плоскостные произведения, разнообразные изображения, от не сложных орнаментальных композиций до многофигурных полотен из множества мельчайших элементов.
Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.
Про производство
Мозаику можно назвать универсальным видом декоративно-прикладного искусства. Ее возможности поистине безграничны. Она будет уместно смотреться и выигрышно дополнять интерьер в любом стиле — от деликатной классики до глянцевого хай-тека. В качестве эффектной детали интерьера она привлекает внимание и создает точку притяжения взгляда. Стоит лучу света упасть на мозаичное полотно, как оно оживает, вспыхивает всеми своими красками, как бы пользуясь возможностью показать себя во всей красе.
Одним из материалов, из которого создаются мозаичные произведения, является декоративное стекло. Технологии изготовления художественных мозаичных произведений их стекла выглядит следующим образом. Стеклянные листы размером 60 х 120 см разрезаются на элементы, в зависимости от эскиза. Одно из достоинств этого материала — огромная цветовая палитра, более 200 оттенков.
Кроме того, стеклянная мозаика имеет высокие технические характеристики, она прочна, не боится солнечных лучей, неприхотлива в быту, отличается от произведений живописи простотой в уходе. Стекло очень удобный материал в работе, отходов практически не бывает, любой, даже самый маленький элемент может быть использован. Изготовление художественного мозаичного произведения начинается с создания эскиза. Сначала в масштабе, а затем прорисовывается шаблон в натуральную величину. Согласно ему из больших стеклянных полотен вырезается нужный по цвету и размеру элемент. Для разрезания стекла и получения элементов необходимого размера используется стеклорез и кусачки для стекла. Затем все элементы специальным клеем приклеиваются на основу.
После того, как все элементы приклеены, необходимо затереть швы с помощью специального резинового шпателя. Затирка — это завершающий процесс в создании мозаики, подчас он является ключевым, так как выбор цвета состава способен коренным образом изменить внешнее впечатление от композиции. Сухая затирка разводится водой и может тонироваться в любой цвет. Очищают мозаику при помощи слегка влажной губки. Чтобы удалить пыль и остатки затирки, готовая мозаика протирается сухой хлопчатобумажной тканью. После этого готовое произведение предстает пред нами во всей своей красе, сверкая и переливаясь.
Мозаика как творческий процесс увлекает и завораживает.
Работа мастера-мозаичиста во многом схожа с трудом живописца. Каждый мозаичный элемент, как мазок. Здесь, как и на холсте, все должно быть соблюдено — тени, плавные переходы, полутона.
Начиная работу над очередным произведением и имея под рукой первоначальный эскиз, мастер в творческом процессе начинает импровизировать, полагаясь на свои ощущения, может ввести в мозаичное полотно какой-либо цвет или элемент, если посчитает это необходимым. В таком творческом порыве и рождается настоящее произведение.