Идеальная городская улица

Комфортная городская среда — всегда сложная для обсуждения тема, прежде всего потому, что в таком вопросе людям трудно достичь согласия. Что комфортно одним, категорически неудобно другим. И если в случае, скажем, парков, все готовы признать хотя бы их желательность, то в вопросе идеальной планировки городских улиц согласие вообще практически невозможно.

Однако же, мировым экспертам сферы градопланирования несмотря на это удалось выделить ряд элементов "идеальной" улицы, исходя из тенденций, существующих в сегодняшних мегаполисах. Конечно, главные магистрали почти всех городов строились давно, и кардинально их переделать нет совершенно никакой возможности, но на то он идеал, чтобы просто к нему стремиться.

Рис. 1. Улица мегаполиса

Общественный городской транспорт

Авторы ЕСТП Блог уже не раз писали о том, что развитие общественного транспорта для современного города — необходимость, и чем больше будет разрастаться количество частного автопарка, тем дольше он будет стоять в пробках.

В контексте улиц прежде всего это означает выделение отдельной полосы для движения общественного транспорта. При наличии таких полос (и соблюдении автомобилистами соответствующих дорожных правил) общественный транспорт "чудом" перестает опаздывать, становится более безопасным и со временем приобретает большую популярность среди пассажиров.

Чтобы выделить полосу иногда недостаточно только нужным образом ее маркировать, иногда помогает поднятие уровня полосы, высаживание по бокам изгороди из кустов или деревьев.

Рис. 2. Схема организации выделенной полосы для автобуса

И даже само расположение полосы, предназначенной исключительно для общественного транспорта, может стать мерой по увеличению безопасности дорожного движения — если ее расположить вплотную к тротуару. Тогда вероятность того, что какой-то нерадивый водитель вылетит на тротуар или будет объезжать по нему пробку сократится или вообще исчезнет. В этом же случае, если организовать на месте остановок своего рода "посадочные выступы", еще и увеличится скорость передвижения самих автобусов и троллейбусов — водителю не надо будет тратить время на то, чтобы вырулить с полосы и подъехать к остановке, а потом вернуться обратно.

Сходных результатов можно достичь, организовав остановку на островке безопасности, если магистраль достаточно широка и линия общественного транспорта расположена не вплотную к тротуару. Но такие остановки должны быть оборудованы ограждениями и маркировками, которые не позволят пешеходам переходить улицу где попало, но только по пешеходному переходу.

Пешеходы и велосипедисты

В идеальном мире градопланировщиков (и в зарубежной транспортной реальности) они признаются как минимум полноправными участниками движения. И кроме того были и остаются хрупкими человеческими существами, которые нуждаются в защите от столкновений с автомобилями. Поэтому предлагается в местах с оживленным движением отделять зоны тротуаров и велодорожки от моторизованного транспорта все теми же рядами кустов и деревьев.

Между прочим, согласно зарубежным брошюрам-памяткам по организации улиц, тротуар должен состоять как минимум из трех частей: зоны примыкающей к зданиям (здесь располагаются выступающие крылечки, части витрин, вывески, летние веранды ресторанов (!) и прочее), зоны для беспрепятственной ходьбы шириной в 2-4 метра и технической зоны (где размещены лавочки, фонари, места для парковок велосипедов, места проката велосипедов, а также выходящие на поверхность элементы дождевой канализации).

Рис. 3. Схема организации тротуара и велодорожки

И место для размещения велодорожек и прочих красивых нововведений уличного движения рекомендуется изыскивать не за счет сужения тротуара для пешеходов, а как раз за счет автомобильных полос. Причин тому много, и в том числе хорошее самочувствие бизнеса на улицах, на которых спокойно ходит большое количество людей — когда не надо протискиваться и постоянно уворачиваться, желание посмотреть по сторонам и зайти в кафе или магазинчик вырастает в разы.

А что автомобили? Они воздух загрязняют. И их сокращение как минимум в городском центре препятствует достижению городами различных популярных экологических целей по сокращению выбросов в атмосферу. Также практикуется и введение платного въезда в центр города, которое кроме прочего, еще и пополняет казну.

Полосы автомобильного движения

Количество полос и их направление зависит от каждого конкретного случая. Интересно, что водителей тоже принято охранять от себя самих и всяческими методами заставлять их не лихачить и сбрасывать скорость. В число этих методов успокоения движения входят различные искусственные неровности и искривления проезжей части — шиканы, выступающие островки для пешеходных переходов и прочее.

Рис. 4. Схема устройства шиканы

Парковочные места

Конечно же, им тоже должно найтись место на идеальной улице. Но речь тут пойдет не о местах для постоянного хранения автомобилей, а о тех ситуациях, когда нужно припарковаться временно — зайти в магазин, совершить бизнес-встречу в деловом центре неподалёку и так далее.

Такие места не всегда и не везде предлагается располагать, используя еще одну полосу дороги. Чаще всего они в виде обособленной площадки для нескольких автомобилей располагаются возле выступов тротуара в местах переходов, в изгибах шикан и так далее. Крупные бизнес-центры и магазины имеют собственные подземные парковки.

Рис. 5. Схема организации выступающей автобусной остановки и размещение парковочных мест

Ливнёвка

Также важной частью каждой улицы (особенно в контексте изменчивого климата последних лет) должна быть дождевая (ливневая) канализация. То, что стоящая на улице и в подвалах вода — это неполезно для домов и неприятно для людей, доказывать никому не надо.

Кроме канализационных сетей, отводящих воду через незаметные водостоки, такому горю, как чрезмерные осадки, могут помочь и некоторые другие, более заметные глазу, решения, например зеленый островок биологической системы очистки воды от загрязнений  (bioswale). Часто в таких газонах используются болотистые растения, так как они хорошо живут в очень сырых условиях. Дождевая вода, проходя через грунт таких островков, на какое-то время задерживается и дополнительно очищается, и только затем попадает в расположенные ниже трубы канализации для отведения.

Рис. 6. Схема биологические системы очистки воды от загрязнений

Также мерой борьбы с переизбытком воды могут быть и газоны и клумбы, не имеющие под собой отводящих труб. Чтобы клумба не превратилась в болото, можно оснастить ее приподнятым над уровнем земли выходом сливной трубы — через нее в чрезвычайных ситуациях будет уходить та вода, которую клумба не способна впитать. Период полного высыхания такой клумбы обычно где-то в районе 24 часов.

Еще одним важным элементом может стать водопроницаемое покрытие тротуаров. Это может быть особая плитка (или иной материал), через которую может просачиваться вода, поступая в расположенный ниже слой грунта, а затем в трубы. Период высыхания в среднем составляет 48 часов.

Источник