На прошедшем в Петербурге Культурном форуме состоялась презентация проекта центра современного искусства Государственного Эрмитажа, который появится в Москве на территории промзоны ЗИЛ к 2020-у году.
Об этом грандиозном и амбициозном городском проекте рассказали Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, Хани Рашид, архитектор, глава бюро Asymptote, Иван Романов, управляющий директор "Группы ЛСР" и Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Генплан территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ) разрабатывали братья Веснины, выдающиеся представители эпохи конструктивизма. По словам Сергея Кузнецова, настоящий проект, который реализует компания ЛСР, по значимости и влиянию превосходит даже комплекс Москва-Сити. "У нас много городских надежд, связанных с развитием этой территории", — говорит Сергей Кузнецов. Над этим масштабным проектом, в котором соединились и креативная среда, и урбанистика, работают десятки архитекторов.
Более подробно концепцией застройки в формате "города в городе" поделился Иван Романов, определивший пять основных дополняющих друг друга пространств:
- пространство жизни (ЖК "ЗИЛАРТ");
- пространство природы (парк);
- пространство знаний (учебный кластер, объединивший детские сады и школы);
- пространство притяжения (выставочные залы, театры);
- пространство отдыха (набережная имени Марка Шагала с беговыми дорожками).
"Мы объединили все составляющие, без которых не может обойтись создание этого нового района", — рассказывает Иван Романов. На обширной территории площадью 180 га будут проживать около 50 тысяч жителей (это население крупного провинциального города). Кроме того, около 30 тысяч жителей будут сюда приезжать на работу и еще 15 тысяч — посещать объекты культуры.
Иван Романов привел примеры развития промышленных пространств на Западе — это и Доклендс в Лондоне, и Пуэрто-Мадеро в Буэнос-Айресе, и Confluence в Лионе, и Fjord City в Осло, — которые из криминогенных неблагополучных районов были превращены в фешенебельные центры активной жизни горожан.
Мы увидели, что в каждом случае, наряду с коммерческой застройкой — будь то жилье, офисы или торговля, — в общую концепцию в обязательном порядке входила культурная составляющая развития общественного пространства. Мы понимали, что здесь должен быть музей. Наши идеи совпали с потребностями Эрмитажа показать шедевры московской публике и сделать их доступнее
— И. Романов
Таким образом, одной из задач застройщика является освоение большой пустынной территории, чтобы она "влилась" в общественную жизнь города.
Культурный центр Эрмитажа расположится рядом с парком, объектами спорта и транспортным узлом. В архитектурном отношении это будет смешение конструктивистской истории места с абстракцией будущего. По словам Хани Рашида, который работает над этим проектом совместно с российским бюро SPEECH, важно смотреть не только в прошлое, но и вперед, поскольку это музей XXI века.
Музей делится на несколько уровней-крыльев, объединенных между собой и расположенных один над другим. Первый этаж проекта представляет собой общественное пространство с кафе, книжным магазином, стойками информации и техническими помещениями. Непосредственно музей с его галереями начинается на следующем уровне: сначала идет традиционное искусство, далее — современное, следом — экспериментальное крыло; верхний уровень занимают электронные искусства и перформанс, а крыша превращается в "сад скульптур"
Одной из ключевых особенностей пространства будут большие площади, предоставляющие широкие возможности для кураторов. Кроме того, в некоторых залах музея появится место для самых неожиданных скульптур и инсталляций высотой до 18-20 м. В качестве аллюзии на классический авангард Хани Рашид придумал кафе с говорящим названием "Черный квадрат": при определенном ракурсе вход в кафе будет в точности повторять знаменитую картину Малевича.
Это не Диснейленд, а насыщенное культурой место, у которого есть история — она и должна стать основой нового здания.
— Хани Рашид
Архитектор отмечает, что главное — это музей и выставки, поэтому архитектура не должна стать доминантой и отвлекать от искусства.
Михаил Пиотровский подчеркнул, что новое здание Эрмитажа в Москве является частью проекта "Большой Эрмитаж", который включает создание "спутников" Эрмитажа в разных местах за пределами Петербурга (Амстердам, Лас-Вегас, Лондон, Казань, Выборг, Омск, Екатеринбург, Барселона). Как и у других "спутников", у московского Эрмитажа будет своя ниша — на базе проекта "Эрмитаж 20/21" демонстрировать современное искусство в общемировом контексте.
Сергей Кузнецов особо отметил важность и необходимость бизнес-сотрудничества между проектами культуры и крупными девелоперами.
Я не хотел бы, чтобы инвестиции крупных бизнесменов в культурные проекты мы рассматривали как подаяние на бедность. Город рад, что есть инвесторы, которые понимают, что такие инвестиции капитализируют территорию.
— С. Кузнецов