Фарфор, изобретенный в Китае много веков назад, сегодня дает повод не только для семейной гордости, но и предоставляет неограниченные возможности для дизайнерских экспериментов.
ЕСТП Блог разбирается, как изменилось восприятие фарфора со времен Средневековья и до наших дней.
"Кобальтовая сетка" — самый известный декоративный мотив, ставший визитной карточкой Императорского фарфорового завода
Первые изделия из фарфора, изобретенного в Китае еще в VII веке, произвели настоящий фурор в среде европейской аристократии. На протяжении многих лет секретный способ изготовления фарфора был недоступен на Западе, а цены на аутентичные восточные изделия были невероятно высоки. Только в XVIII веке немецкому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру удалось получить нужный состав. В саксонском городе Майсен/Мейсен появилась первая мануфактура по производству фарфора.
Сегодня классические изделия мейсенского фарфора, популярные во всем мире, хранятся в крупных музейных и частных собраниях. Страстный коллекционер мейсенского фарфора стал даже главным героем романа "Утц" Брюса Чатвина, британского писателя, путешественника и арт-консультанта.
Фигурки петуха, символа 2017 года, и курицы изготовлены на мейсенской мануфактуре, XX век
В зависимости от химического состава и методики производства традиционно фарфор разделяют на твердый и мягкий. Твердый — более плотный, поэтому часто используется в промышленности. Одним из подвидов твердого фарфора считается костяной фарфор, в состав которого входит зола костей крупных животных.
По этой причине многие защитники животных и экологи отказываются от мяса и критикуют общество потребления, а в 2011-м году на BBC появилась целая серия программ под общим названием "Kill It, Cut It, Use It", посвященная предметам быта, в изготовлении которых используются части животных. Как бы то ни было, костяной фарфор издавна ценится высоко и стоит дорого, поскольку отличается высокой прочностью, особой белизной, прозрачностью и тонкостью.
Интерьер бара Bonechina во Франкфурте, стены которого покрыты "фарфоровой кожей" насыщенного синего оттенка. Bonechina — буквально: костяной фарфор
Еще два термина, которые часто встречаются в контексте фарфоровых изделий, — это бисквит и санкай. Бисквит — это фарфор, который обжигается один-два раза и не покрывается глазурью, а финальная поверхность иногда может напоминать каррарский мрамор благодаря своей матовости и белизне. Санкай (или сань-цай) — это уникальная китайская техника росписи фарфоровых изделий с использованием трех цветов. Сегодня встречается редко, в основном, в качестве музейных экспонатов или аукционных лотов.
Ваза эпохи династии Тан, покрытая глазурью в технике Sancai, конец VII — начало VIII веков. Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк
К счастью, современные дизайнеры за редким исключением не копируют классические образцы, а стараются вдохнуть в историческую технологию изготовления фарфора новую жизнь. Фарфоровые изделия XXI века, даже продукты фабрик с многолетней историей, выглядят живее, ярче и разнообразнее, чем их предшественники. Появляются свежие цветовые сочетания, интересные рисунки и необыкновенные формы.
Часто крупные бренды привлекают известных художников и дизайнеров для создания узнаваемых образов, напоминающих о фирменном стиле авторов.
Коллекция в стилистике шинуазри Jasper Conran для Wedgwood
Так, марка английского фарфора Wedgwood выпустила две коллекции фарфора в сотрудничестве с кутюрье Верой Ванг и Джаспером Конраном. Немецкий бренд Rosenthal совместно с архитектурным бюро BIG выпустил серию посуды, изображающей силуэты 12 городов, включая Копенгаген, Нью-Йорк, Лондон и Париж с их популярными достопримечательностями.
Сервиз TAC, дизайн — бюро Big в соавторстве с датскими дизайнерами из Kilo, производство Rosenthal
При участии перспективных дизайнеров в портфолио молодых брендов появляются все новые и новые линейки креативных фарфоровых изделий. Например, голландская фирма Vij5 недавно выпустила интересную серию предметов Pigments & Porcelain. Для создания оригинального узора к основному составу еще на стадии жидкого состояния добавляется пигмент.
Предсказать конечный результат невозможно, поэтому каждая чаша или блюдо приобретают собственный уникальный рисунок.
Серия изделий Pigments & Porcelain от Vij5
Ироничная коллекция фарфоровых тарелок со смайликами для всей семьи (выпущенная, впрочем, ограниченным тиражом) появилась у бельгийской компании Case Studyo, которая работает с современными художниками. Автор этих забавных предметов — французский график и иллюстратор Жан Жюльен, придумавший 6 разных характеров, которые можно варьировать в зависимости от разных типов еды, настроения или темперамента гостя.
Серия тарелок Face Plates, дизайн Jean Jullien для Case Studyo
Некоторые производители и дизайнеры воспринимают фарфор как импульс к новым изобретениям и инновациям. Датская фирма Hay в соавторстве с голландским дуэтом Scholten & Baijings выпустила коллекцию посуды Paper Porcelain, название которой следует понимать буквально: благодаря новой технологии фарфоровый материал приобретает форму и внешний вид помятой переработанной бумаги.
Коллекция Paper Porcelain, Hay, дизайн Scholten & Baijings
Таким образом, в современном мире происходит переосмысление многовековых традиций и ремесел. По-прежнему используется ручной труд, но уже с применением новых технологий. А конечный продукт — фарфоровое изделие — перестает быть уделом элиты и из предмета роскоши превращается в более демократичный и креативный объект, доступный массовой аудитории.