В последнее время пандус стал непременным атрибутом городской среды: наклонными площадками снабжены станции метрополитена, административные здания и супермаркеты. ЕСТП Блог разбирается в значении термина и приводит примеры применения этого архитектурного элемента в культовых исторических постройках.
Пандус (от французского pente douce — пологий склон) — наклонная поверхность, которая часто заменяет лестницу и служит для въезда или входа в здание. В классической архитектуре пандусы размещались перед парадным входом для подъезда экипажей или автомобилей к дворцу или особняку. Сегодня пандусы считаются обязательным элементом благоустройства и обеспечивают перемещение детских и инвалидных колясок, чемоданов и велосипедов в подземных переходах, общественных пространствах и внутри зданий.
Кроме того, в разных странах мира можно встретить пешеходные маршруты и туристические тропы, которые представляют собой не что иное, как пандусы, вписанные в ландшафт парка с неоднородным рельефом. Такое решение также распространено в гаражах: широкие пандусы ведут на подземную парковку или позволяют проехать на стоянку, размещенную на крыше высотного здания. Обычно пандусы для автомобилей выполнены в форме геликоида — постепенно поднимающейся винтовой поверхности. Промышленные здания, скейт-парки, городские скверы — ареал применения пандуса в среде мегаполиса не знает границ.
Примеры из истории
Знаковым образцом использования этого элемента в истории архитектуры можно назвать лестницу Кордоната, спроектированную Микеланджело в XVI веке. Пологая лестница-пандус с длинными и невысокими ступенями, обрамленными скульптурами мастера, является частью архитектурного ансамбля Капитолийского холма — одной из главных достопримечательностей Рима.
В конце XVIII века в Екатерининском парке Царского Села появился пологий спуск, спроектированный архитектором Чарльзом Камероном специально для прогулок императрицы. Этот променад назвали Пандусом, украсили скульптурой и воротами с нарядными решетками. Впоследствии Пандус был передвинут в связи с переустройством парка.
Пандус в эпоху конструктивизма
Пандус как архитектурный прием получил особенное распространение в эпоху конструктивизма, когда его использовали не только в качестве замены обычной лестнице или спиралевидного спуска для грузов в промышленных сооружениях, но и как формальный/декоративный прием. Яркий пример такого подхода представляет собой башня Татлина — модель памятника III Интернационалу, созданная советским архитектором Владимиром Татлиным в 1919 году. Проект не был реализован, однако сложная конструкция, состоявшая из нескольких наклонных металлических спиралей, стала символом авангарда и предвосхитила развитие современного искусства на годы вперед.
Здание Центросоюза на Мясницкой — уже реализованный конструктивистский проект, в котором наклонные пешеходные рампы между этажами играют важную роль. Офисное здание в центре Москвы, построенное в 1928-1936 годах по проекту знаменитого Ле Корбюзье, является памятником модернизма и объектом культурного наследия России.
Век XX наступает…
Каноническим примером использования пандуса в архитектуре XX века можно назвать здание Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который обладает одной из лучших коллекций современного искусства в мире. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт предложил новаторское для своей эпохи решение: посетитель поднимается на лифте на верхний этаж, а затем спускается вниз по спиральной лестнице — пандусу, к которому примыкают экспозиционные помещения.
Такая структура придает пространству дополнительное измерение, а зритель получает новые эмоции при посещении музея: неслучайно драматургия этого архитектурного шедевра вдохновляет писателей и кинематографистов, которые превращают выставочные залы в площадку, где разворачивается действие романа или фильма. Многие современные архитекторы используют подобный архитектурный прием в своих проектах.
В следующих публикациях рассмотрим другие примеры использования пандусов в постройках наших современников — как в общественных зданиях, так и в частных домах.