Один в поле нарушает закон. В Госдуму внесен законопроект о приватизации госимущества только через электронные площадки

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он предлагает проводить торги только через электронные площадки.

В Петербурге изначально право на проведение подобных торгов закрепилось за Фондом имущества с 2005 года, и после принятия в сентябре прошлого года Постановления Правительства РФ № 1164 сложилась ситуация, что город стал нарушать предписание данного норматива. В частности, речь идет о пункте, говорящем о том, что регионы должны отбирать продавцов госимущества на конкурсной основе.

Ситуация такова, что Фонд, учредителем которого является Петербург, имеет единоличное право осуществлять функции по подготовке имущества города к приватизации, саму процедуру приватизации и контроль за выполнением условий сделок.

Конкурентов у Фонда действительно нет. Это привело к тому, что в конце сентября 2018 года УФАС по Санкт-Петербургу выдало предупреждение Заксобранию и бывшему губернатору города «О прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Напомним, Распоряжением Правительства РФ № 2488-р от 4 декабря 2015 года утвержден перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. В перечень внесены 23 организации, отобранные Минэкономразвития и ведущие торги на электронных площадках, как требует закон. Авторы законопроекта отмечают, что проведение торгов по реализации имущества именно в электронном виде на сегодняшний день обязательным не является, хотя Минэкономразвития с 2017 года ведет активную работу по внедрению этого вида.

Если большая часть федерального имущества с 2017 года реализуется только на аккредитованных электронных площадках, то в субъектах РФ ситуация выглядит иначе. И даже среди регионов, заключивших соответствующие договоры с электронными площадками (а их сейчас около 40%), много тех, кто фактически такую форму торгов не использует.

Цифры говорят сами за себя. Из 107 проданных пакетов акций АО через электронные площадки реализовано 9, а из 26 122 объектов иного казенного имущества – лишь 495 (данные Минэкономразвития за 2016 год – прим. ред.).

В 72% случаев администрации субъектов РФ самостоятельно реализуют имущество через созданные ими предприятия и бюджетные учреждения, не прибегая к услугам независимых продавцов. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что использование электронных площадок позволит максимально широко распространить информацию о выставленном на продажу лоте, расширить круг участников и таким образом увеличить доход казны от продажи собственности.

Мнение

Дмитрий Желнин, управляющий партнер MITSUN Consulting:

– 29 октября текущего года Комитетом по законодательству ЗакС Петербурга был внесен законопроект, предполагающий изменение ряда нормативных актов, основной целью которого является реформирование порядка реализации имущества города. Если в рамках действующего правового поля Правительство Санкт-Петербурга определяло только одну организацию, наделенную правом организации торгов для продажи городской собственности, то в случае принятия предлагаемых изменений таких организаций может стать несколько.

По законопроекту отмечу, что ведение торгов с привлечением конкурирующих между собой организаций поможет не только снизить процент сервисной комиссии, но и задействовать ряд других инструментов для привлечения потенциальных покупателей. Это, в свою очередь, с одной стороны, удешевит процедуру продажи для города, с другой – позволит продать объекты по более выгодной цене большему количеству покупателей.

 

Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца:

  • Закрытое акционерное общество «Банк Кредит Свисс (Москва)»
  • Закрытое акционерное общество «ВТБ Капитал»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Дойче Банк»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания Внешэкономбанка (ВЭБ Капитал)»
  • Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Дж.П.Морган Банк Интернешнл»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Меррилл Линч Секьюритиз»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Морган Стэнли Банк»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Ренессанс Брокер»
  • Открытое акционерное общество «Российский аукционный дом»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Голдман Сакс Банк»
  • Открытое акционерное общество «Альфа-Банк»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Барклайс Капитал»
  • Закрытое акционерное общество «БНП ПАРИБА Банк»
  • Открытое акционерное общество «Газпромбанк»
  • Закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Тройка Диалог»
  • Закрытое акционерное общество «Королевский Банк Шотландии»
  • Открытое акционерное общество «МДМ Банк»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Райффайзен Инвестмент»
  • Открытое акционерное общество «Сбербанк России»
  • Акционерное общество «СЖ Корпорейт Файненс Эдвайзори САС»
  • Закрытое акционерное общество «Ситигруп Глобал Маркетс»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Ю Би Эс Банк»
  • Закрытое акционерное общество «ЮниКредит Секьюритиз»
  • Источник