От примеров канонических сооружений прошлого с использованием пологих спусков и лестниц-пандусов перемещаемся в век XXI с его парадоксальными конструкциями и исключительными формами, в котором пандус, как элемент архитектуры, не утратил своего значения.
Твердое доказательство этого тезиса — XIV Венецианская биеннале архитектуры 2014 года. Ее куратор, выдающийся архитектор Рем Колхас, посвятил отдельную экспозицию основополагающим архитектурным элементам, проследив историю и отличительные черты каждого. Там пандусам был отведен отдельный зал, в котором достижения профессора Тимоти Ньюджента, создателя первых программ обучения и реабилитации для людей с ограниченными возможностями и популяризатора пандусов для инвалидов, соседствовали с наклонными плоскостями французского архитектора Клода Парана. Паран превратил процесс проектирования уклонов и покатых поверхностей в собственную философию, искренне считая, что таким образом пространство приобретает новую динамику и компонент игры.
Впрочем, и в творчестве самого Колхаса наклонные плоскости встречаются неоднократно. Например, постройка 2004 года — Центральная библиотека Сиэтла — представляет собой закрученный в форме спирали пандус, который спускается с крыши на первый уровень здания и вдоль которого расположены книжные архивы. Хранилище может вмещать до 1,5 миллиона экземпляров, что на фоне безумного проекта по слиянию и "оптимизации" Российской государственной библиотеки (Москва) и Российской национальной библиотеки (Петербург) выглядит поучительным примером уважительного отношения к книге и культуре чтения.
В этом контексте следует отметить и другой проект Колхаса, к сожалению, так и не реализованный. Это два корпуса библиотеки Жюссье в Париже, план которых предусматривал наличие непрерывных перекрытий-пандусов. Подробнее о проекте пишет архитектор и теоретик Питер Айзенман в вышедшей совсем недавно книге издательства Strelka Press "Десять канонических зданий"
Лестницы и эскалаторы-пандусы — частые гости в проектах Захи Хадид. Эти элементы, выделенные контрастами черного и белого, можно встретить, например, в Розенталь-центре в Цинциннати — первом здании, построенном Хадид в США. Еще один пример такого подхода — Национальный музей искусств XXI века в Риме, внутри которого подсвеченные ленты лестниц и переходов создают особую драматургию, способствующую восприятию искусства на ином уровне.
По словам архитектора, источником вдохновения для этого проекта послужила Большая мечеть в городе Самарра в Ираке — минарет IX века, знаменитый своей необычной спиралевидной конструкцией.
Пандус в современной архитектуре напоминает серпантин — извилистую дорогу в горах, витки и петли которой превращают поездку на автомобиле в аттракцион, наполненный эмоциями от крутых поворотов и созерцания панорам. Эта идея обыгрывалась несколько раз в дизайне временного павильона галереи Serpentine в Лондоне, название которой можно перевести как "серпантин" или "змеевик": архитекторы проектировали извивающуюся структуру с пандусами внутри, повторяющую то ли контур горных маршрутов, то ли форму вероломной змеи. Например, в 2003 году легендарный архитектор Оскар Нимейер добавил к белоснежному павильону ярко-красный пандус, превратив сооружение в произведение искусства, эффектно контрастировавшее с синевой неба и зеленью травы.
В 2007-м художник Олафур Элиассон и архитектор Кьетил Торсен из норвежского бюро Snøhetta предложили свой вариант павильона: это было интересное винтообразное здание-пандус с размещенным внутри единым экспозиционным пространством и террасой на крыше, откуда открывались красивые виды на парк.
В заключении рассмотрим последний пример. В этом частном доме в Сан-Паулу, Бразилия, пандус является центральным элементом: на нем "держится" архитектурная концепция помещения. В проекте Марсиу Когана для семьи коллекционеров пологий пандус связывает между собой уровни здания и позволяет осторожно подниматься/спускаться с этажа на этаж, наслаждаясь не только произведениями собственного собрания, но и пейзажем за окном.
Таким образом, пандус — это не просто вспомогательная деталь городской среды, но и выразительный архитектурный элемент, который придает общественным постройкам и жилым домам дополнительные объем и функциональность.