В конце ноября Петербург посетил известный голландский архитектор Морис Нио, выступивший с лекцией в рамках проекта "Платформа" на Новой сцене Александринского театра. О лучших проектах его бюро NIO architecten читайте в нашем обзоре.
О выставке "Платформа"
"Платформа" — это открытый молодежный конкурс архитектурных проектов для остановок общественного транспорта на территории нового жилого района Санкт-Петербурга "Цветной город". Организаторы конкурса — "Группа ЛСР" и журнал "Проект Балтия". 22-30 ноября 2016 на Новой сцене Александринского театра прошла выставка проектов, вошедших в шорт-лист конкурса, одним из членов жюри которого стал архитектор из Роттердама Морис Нио. Узнать об итогах конкурса и познакомиться с работами победителей можно по ссылке.
Автобусная остановка "Удивительная челюсть кита"
Один британский журнал назвал остановку с поэтичным названием The Amazing Whale Jaw ("Удивительная челюсть кита") "самой запоминающейся автобусной остановкой в мире". Это удивительное сооружение было построено в 2003 году на площади перед больницей "Спарне" в городе Хофддорпе на севере Голландии. В этом проекте необычно все — от выбора материала до биоморфных очертаний самого сооружения.
По словам самого Мориса Нио, при работе над любым проектом важно внимательно контролировать затраты, следить за бюджетом. Именно поэтому выбор пал не на традиционные строительные материалы, а более бюджетные — полистирол и полиэстер, и сегодня это строение является самым крупным в мире сооружением, построенным из синтетических материалов.
Визуальное решение остановки оказывает особенно сильное эмоциональное впечатление. Это объясняется и выбором цвета (краска нанесена методом ручного окрашивания, что подчеркивает уникальность сооружения), и стилевой принадлежностью (авторский замысел предусматривал объединение двух модернистских языков — хай-тека и барокко — воедино). Любопытный факт: наряду с архитектурой Оскара Нимейера и Марта Стама, одним из источников вдохновения для создания такой яркой формы послужили тропические цветы, увиденные на знаменитой выставке цветов "Флориада", которая проводится раз в десять лет в Голландии.
Необычная остановка со сверкающей на солнце оранжевой поверхностью позволила изменить район не только эстетически, но и в социальном плане: нестандартность решения защищает постройку от вандализма, а обилие света по вечерам обеспечивает безопасность прохожих и пассажиров, защищая их от хулиганства и преступлений.
Три знаковых проекта бюро NIO architecten
Расширение Центра современного искусства Луиджи Печчи в Прато
Проект Sensing the Waves ("Чувствуя волны") был разработан с целью создания дополнительных выставочных площадей для превосходной коллекции современного искусства Центра Луиджи Печчи в Прато. И снова Морис Нио играет на ассоциациях: "ощущение волн" в названии — это намек на постоянную сейсмическую активность итальянского региона Тосканы.
Здание спроектировано в форме футуристичного корабля с белыми стерильными внутренними пространствами: здесь тщательно распланирована навигация посетителей и система освещения (естественный свет из больших окон направлен на скульптуры). Фасад также насыщен многочисленными символами: например, вертикальные линии на золотистом кольце здания и башня, напоминающая рог сказочного персонажа, перекликаются с многообразными архитектурными элементами Флоренции, расположенной в 20 минутах езды от музея.
Жилой комплекс "Циклопы"
12 жилых домов, построенных в рамках эксклюзивного инфраструктурного проекта, расположились в местности Хилверсум на севере Голландии. Главная особенность этих зданий — наличие одного большого окна, выходящего на отдельную подъездную дорогу к каждому дому, а также хорошая звукоизоляция. По словам Мориса Нио, несмотря на отсутствие собственных сада и двора и не самую гостеприимную обстановку, исключительно благодаря фантастическому внешнему виду эти дома-циклопы были раскуплены еще на стадии строительства.
Тоннель "Печать зла"
Это еще один запоминающийся проект бюро NIO architecten, реализованный с использованием современных технологий, в котором каждый посетитель переживает уникальный мистический опыт. На первый взгляд, сооружение представляет собой самый обычный тоннель с бетонными стенами, велодорожкой, привычным освещением и ограждениями. Только оранжево-красные пятна на поверхности стен и потолка символизируют то ли инопланетное вторжение, то ли интервенцию современных художников.
Художественные вмятины на поверхности бетона — задумка Мориса Нио и его соратников. Концептуально эти "неправильности" призваны продемонстрировать, что ничего идеального в мире нет. Морис Нио так и говорит: любой человек вправе иногда совершать какие-то иррациональные "ошибки", чтобы результат не выглядел чересчур сглаженным и стандартизованным. Чтобы создать такую визуальную интервенцию, были использованы специальные компьютерные программы, метод скрэтчинга (процарапывания поверхности) и окраска с эффектом сияния, позволившая бетону "дышать" и не отторгать нанесенный цвет.
Биографическая справка
Морис Нио — выпускник архитектурного факультета Делфтского технологического университета. Его дипломной работой стал проект виллы для Майкла Джексона, названный специалистами одним из самых любопытных проектов 1988 года. С 2000 года Морис Нио руководит собственным бюро. Активно преподает, читает лекции в Голландии и за границей, пишет книги и статьи по архитектуре, городскому планированию и развитию.
Изображения, использованные в материале, взяты у NIO architecten