Ура, уважаемые господа, наступила зима, и в наши дома пришло долгожданное тепло. И вот утром перед уходом на работу вы замечаете под батареей подозрительное пятно… И все, уже никто никуда не спешит. Откладываем все дела и устраняем проблему своими силами. Сразу скажу: здесь нет ничего невозможного. Только половину рабочего дня придется потерять — ну, да это мелочи по сравнению с тем, сколько вы потеряете денег, если зальете свой дом! А в случае с квартирой — еще и соседей.
Итак, первый ваш шаг — перекрыть воду. Где она перекрывается в вашем доме, должен знать старший по дому или по подъезду. Если протечка малая — справитесь сами, если большая — вызывайте аварийную бригаду. Протечку можно устранить, даже если кроме отвертки и молотка у вас нет никаких инструментов.
Итак, если из батареи вода течет все сильнее — подстелите под нее старое одеяло. Таким образом вы сможете спасти свой пол. Ваш старший по дому уже сказал вам, где находится кран, перекрывающий воду в системе отопления? Надеюсь, что да. Обычно он находится на магистральной трубе у входа в подвал. Закрывайте его, это поможет избежать конфликта с соседями и лишней воды на полу, даже если вы ждете аварийную бригаду.
Рекомендую вдобавок оставить возле этого крана записку с просьбой не открывать вентиль. Напишите, что у вас в квартире — срочный аварийный ремонт. Это нужно сделать для того, чтобы поставить в известность желающих повернуть кран обратно, как только батареи начнут остывать. А вы, в свою очередь, можете таким образом получить неслабую струю горячей воды в лицо. Теперь разберем проблему по частям, в зависимости от того, где у нас возникла течь.
Если труба протекает на самой поверхности — нужно купить в магазине специальный хомут и закрепить его стяжными болтами. Резиновая прокладка хомута должна полностью перекрыть место протекания. Перед закреплением хомута краску с поврежденного участка следует зачистить, чтобы избежать повторного протекания.
Можно взять алюминиевый хомут и вырезать под него резинку самостоятельно. Полностью перепоясывать ею трубу не нужно, главное — перекрыть саму течь. Еще можно использовать проволоку, но закреплять ее придется сильнее, и этот метод следует рассматривать как временный и не самый надежный.
Если течь образовалась на резьбе на подводке к радиатору — сперва следует сбросить стояки отопления. Нельзя выполнять работы при действующей системе — можете получить травму. Сперва нужно отключить стояки, затем отвернуть контргайку, почистить резьбу от обмотки, и осмотреть ее. Если резьба исправна, и прохудилась именно обмотка — ее можно заменить: заново перемотать льном, герметиком или олифой. Намотку делайте по ходу резьбы.
Затем закрутите резьбу обратно, затяните контргайку, запустите стояки и смотрите — не течет ли снова. Если нет — вы справились, и работа окончена.
Если труба продолжает капать — повторяйте действия со стояком: отключайте его, отсоединяйте подводку и откручивайте контргайку вместе с пробкой. Для устранения свища на резьбе надо прогнать ее плашкой, нарезав несколько дополнительных ниток для уплотнения соединения.
Обновив резьбу, зачистите трубу от краски, обработайте ее плашкой, затем опять повторите действия по надеванию резьбы и подключению системы. Все должно работать отлично, и без протечек.
Если течет радиаторная пластина — ее следует заменить. Пластины часто текут из-за коррозии в тонких стенках. Если заменить пластину нельзя — используйте холодную сварку: сбросьте стояки и заделайте течь смесью эпоксидного клея и стальной стружки. Перед тем, как начнете заделывать — очистите место протекания от краски. Обезжирить поврежденный участок лучше всего ацетоном и бензином. Мажьте клей на участок площадью 3-4 кв. см. Затвердеет он примерно через полчаса (это должно быть указано в инструкции), и тогда можно будет запускать стояки и стравливать воздух.
Если течь образовалась между секциями радиатора — повторяем процедуру со стояками, ставим емкость под поврежденный участок (куда будет стекать вода). Затем снимите радиатор, отсоединив его от трубы отопления. Рассчитайте расстояние от торца батареи до места протекания и направьте к месту течи радиаторный ключ. С его помощью вы сможете найти ниппель, ставший причиной неполадки. Заранее посмотрите, с какой стороны вы вставляете ключ, изучив резьбу на торце внешней секции. Ниппель необходимо будет закрутить как следует. Как правило, допуск нагрузки у него довольно большой. Когда закончите — повторите процедур со стояком, и не забудьте стравить воздух.
Как видите, наличие небольшого опыта и необходимого инструмента поможет вам решить проблему самостоятельно. Опыт приходит уж точно не из книг, а непосредственно в процессе ремонта, так что пробуйте, старайтесь, и уютного вам ноября без протечек и неполадок. Ну, или с самыми незначительными неполадками из всех возможных!