Тепло в Петербурге дорогое и будет дорожать

26 мая в Петербурге прошел Инфраструктурный форум журнала "Управление бизнесом". То, что в Петербурге есть проблемы с инфраструктурой — понятно (хотя бы смутно) почти каждому. Что хотелось бы сделать в идеале — тоже не секрет: побольше новых станций метро, несколько линий ЛРТ, отремонтировать одним махом все устаревшие инженерные коммуникации. Список, конечно же, стремится к бесконечности. На главный вопрос — как добиться хотя бы приемлемого минимума из этого списка пожеланий — форум ответа не принес. То есть различные идеи были высказаны, но будут ли они претворены в жизнь, и если "да", то как и главное когда именно, пока не очень ясно.

Возможно, причиной тому стало неучастие в мероприятии представителей власти, на которое не раз пеняли собравшиеся. Исключением стал член Общественной палаты при вице-губернаторе Петербурга по содействию контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств Е. Хачатуров, выступление которого, кстати, на общем фоне выделялось конкретностью предложений, но об этом немного позже.

В целом же, основным среди предложенных решений было пожелание строить меньше нового жилья, и тем временем "подтянуть" состояние городской инфраструктуры к уже имеющемуся количеству построенных квартир.  Данная мысль звучала не раз, но не в выступлениях представителей компаний-застройщиков, что тоже не удивительно.

Единственное, что можно сделать прямо сейчас, так еще раз рассказать, где есть проблемы, и как можно их избежать, покупая себе жилье или просто заботясь о своей уже приобретенной квартире.

Коротко и ясно суть инфраструктурной проблемы в самом начале мероприятия осветил гендиректор Института терпланирования "Урбаника" А. Финогенов: в то время как планы по строительству и реконструкции инфраструктурных объектов хронически недовыполняются из-за недофинансирования, планы по вводу жилых квадратных метров не менее хронически перевыполняются. И от такого накапливающегося несоответствия новые квартиры все сложнее становится называть нормальным жильем, не говоря уж об их комфортности. В случае появления новых жилмассивов и городов-спутников, это, во-первых, приведет к увеличению транспортной недоступности центра города (где сегодня сосредоточена не только почти все офисная и деловая недвижимость, но и подавляющее большинство культурных и иных привлекательных объектов), отсутствие достаточного количества качественных общественных пространств, а иногда и парков, и даже парковочных мест, хотя казалось бы, почему же не построить нужное количество паркингов в новом микрорайоне.

Это значит прежде всего, что при выборе квартиры, увидев привлекательную цену за квадратный метр, стоит для начала выдохнуть три раза и попытаться проанализировать то, чем низкая цена может "отяжеляться". Чаще всего это время, ежедневно проводимое в транспорте при поездках в центр, из центра. Потому что так называемое дешевое жилье в большинстве случаев располагается в жилмассивах "ЗаКАДья" типа Кудрово, Мурино и прочих. Так что обещанные в рекламе "15 минут до станции метро" смело умножайте на два, на три или даже на четыре. Утром и вечером, когда жильцы едут на работу или домой, почти гарантированно вы столкнетесь с пробками на дорогах. Городскую электричку, ЛРТ, новую станцию метро, конечно же, будут обещать построить "через 5-10 лет", но имейте ввиду, что даже по супербыстрым московским меркам на это уходят долгие годы.

Если приглянувшийся вам новый дом точечно достраивается в центре или в районах массовой советской застройки, тоже не особенно расслабляйтесь. С тем, какие где пробки поблизости, разобраться несложно, но не следует забывать, что ввод в эксплуатацию нового дома может существенно "напрячь" имеющиеся инженерные сети, которые скорее всего давно нуждаются в ремонте или даже полной замене. Это может вылиться во всякие неприятные сюрпризы как-то низкий напор воды. И не только.

Но означенное недофинансирование будет отражаться и на тех, кто не собирается ничего покупать — огромные объёмы вводимых объектов все же "оттягивают на себя" фиксированные бюджетные траты, которые иначе могли бы пойти, к примеру, на ремонт сетей возле вашего дома.

По словам представителя ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", текущего финансирования хватает примерно на треть необходимых работ по ремонту трубопроводов теплосетей. И хотя повышение тарифов — не выход, скорее всего совсем этого избежать не выйдет.

Собственно, помочь себе в такой ситуации можно, хоть немного озаботившись обеспечением энергоэффективности жилых домов. Здесь вернемся к выступлению Е. Хачатурова.

Традиционно наибольшая сумма в коммунальных счетах петербуржцев набегает за теплоснабжение. Причем, тарифы на отопление растут каждый год. Чтобы сэкономить на счетах за тепло многие стараются принять меры по предотвращению его утечки в своих квартирах. Но, как выяснилось на форуме, мероприятия по утеплению квартиры следует предварить установкой системы регулирования учета индивидуального потребления каждого дома. Если установка счетчиков воды на каждую квартиру стала уже чем-то привычным, озаботиться установкой счетчика на весь дом озаботились далеко не все управляющие компании или ТСЖ. А то, насколько это может быть эффективно, доказали резко приключившиеся этой зимой морозы.  Если такой счетчик установлен, то, условно говоря, между жильцами квартирами не будет разделена стоимость того отпущенного теплосетью носителя, который разлился вследствие аварии где-то на соседней улице, но за который надлежит поставщику уплатить по полной.

После этого следует утеплить свою квартиру, а также, в идеале, окна лестничных пролетовв парадной. Ведь сейчас получается, что многие до сих пор платят за обогрев улицы, куда без пользы утекает драгоценное тепло. Очень важна также и установка системы регулирования подачи тепла, чтобы батареи в вашем доме в оттепель не грелись, как в лютые сибирские морозы, что сегодня нередко бывает. Для поставщика такое положение дел выгодно, чего нельзя сказать о жильцах, страдающих как от невыносимой жары, так и от завышенных расходов на бесполезный обогрев. В совокупности, экономия может составить 40% или даже больше.

Слушая выступления докладчиков, собравшиеся на форум со многими были согласны, но не очень понимали, что может сделать в сложившейся ситуации среднестатистический житель многоквартирного дома. А тех, кто в силу своего служебного положения мог и должен вмешаться в ситуацию, на форуме как раз и не было.

Так что, каких-то впечатляющих откровений форум, к сожалению не принес. Инфраструктурные проблемы без диалога с властью решить невозможно. А между тем, такой диалог вполне возможен, что доказывают опыт ближайших соседей из Ленобласти, которые в настоящее время занимаются введением системы "светофор". Может быть, следует дождаться следующего форума?

Источник