Секрет многих неудач в деле создания комфортной городской среды лежит в весьма банальной вещи — невнимании к мелочам. Видимо, таков уж менталитет, как теперь модно говорить, российского народа, что мы любим "гормадьё", а мелочами предпочитаем пренебрегать.
Дескать, за каждой мелочью не уследишь, а стадион (дом, дорога) — вот они, стоят, родимые. А то, что подъезд к стадиону забыли сделать, так ведь главное-то построили — коробка стадиона готова. Да и люди у нас изобретательные, найдут дорогу.
Или вот уложена красивая тротуарная плитка (причем, ровно!), но между краем тротуара и поребриком рука недрогнувшая строителя оставила зазор сантиметров эдак 15. Ну, просто недосмотрели. Или поторопились, бывает. Но комфорта ожидаемого уже нет, да и впечатление снижается.
Порой кажется, что все дело в банальной невнимательности. И если бы был соответствующий контроль, то и качество не страдало бы. Об этом часто говорят, прибавляя еще одно часто встречающееся слово "дисциплина", отсутствие которой "все портит". Между тем, все не так однозначно. Огромное значение в деле создания уюта и комфорта принадлежит традициям. Образно говоря, благоустройство — это не наука, где есть общеупотребительные незыблемые рецепты. Благоустройство — это еще и искусство, т.е. нечто, зависящее от конкретного человека, его квалификации, опыта, "бытовых" знаний и умений, которые передаются из поколения в поколение.
Город складывается как мозаика из отдельных согласованных друг с другом мелких деталей. Эстетика каждой из которых важна ничуть не меньше, чем, к примеру, соразмерность архитектурных ансамблей и иные "крупные" элементы городской среды. Вот об этой "малой эстетике" и поговорим сегодня.
Всем без сомнения знаком такой элемент городского пространства, как почтовый ящик. Мы привыкли, что в нашей стране он исполняет исключительно функциональную роль — вандало-защищенный, приятного функционального цвета, его трудно найти взглядом, если специально не ищешь. Иное дело — некоторые страны Европы, например, Великобритания, где здоровенные цилиндрические конструкции красного цвета стали настоящим символом, наряду с не менее знаменитыми телефонными будками.
Впрочем, придать шарм почтовым ящикам научились не только на Туманном Альбионе. Вот небольшая подборка этих конструкций из различных городов мира.
Это Будапешт. Обратите внимание на "ноги" ящика. Чем-то он напоминает страуса. Такой почтовый ящик трудно не заметить.
А это, как нетрудно догадаться, Стокгольм, столицы Швеции. Скромно, но со вкусом.
Ящик в датском городе Оденсе — родине знаменитого сказочника Г.Х. Андресена — заметно меньше, но тоже притягивает внимание.
А вот и его британский собрат. Немного похож на гвардейца в форменном мундире.
Почтовый ящик из немецкого города Целле — настоящее произведение искусства со сложной символикой.
Впрочем, немецким городам не чужд и минимализм. Вот почтовый ящик из Айзенаха (Тюрингия)
Обратите внимание на "крышку", предохраняющую содержимое от дождевых капель.
А почтовый ящик из Люксембурга, хоть и украшен короной, старается не бросаться в глаза. Может быть, в этой маленькой стране проще позвонить по телефону, чем написать кому-либо письмо на бумаге?
Тем не менее, каждый из этих почтовых ящиков, согласитесь, гармонично вписывается в окружающий ландшафт, является его неотъемлемой частью, хоть с каждым годом все более теряет в своем функциональном отношении. Люди теряют интерес к письмам на бумаге.
В следующей статье мы поговорим о… мусорных урнах, среди которых тоже встречаются интересные экземпляры.